Всем привет, сегодня мы поговорим об импортозамещении, тренд, который все больше нарастает и от него никуда не деться.

Согласно Приложению к Приказу Минкомсвязи РФ №96 от 01.04.2015 “Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения” максимальная доля импорта к 2025 году по бизнес-приложениям, куда входят в том числе и BI системы, максимальная доля импортного ПО должна составлять не более 25%, а доля импорта ПО для финансового сектора не превышать 50%.

Цели правительство конечно поставило, но вот как их реализовать, особенно не рассказало.

Конечно, сейчас есть и АРПП (Ассоциация разработчиков программных продуктов) и ЦКИТ (Центр компетенции по импортозамещению), которые проводят достаточно большую работу по формированию политики, однако в организациях вопросов больше, чем ответов. Все компании с государственным участием формируют свою политику, потому что «надо», а не потому что хочется подойти к этому как к возможности оптимизировать бизнес-процессы в IT.

Но на мой взгляд, такой подход не принесет компаниям ничего хорошего, кроме бесконечной головной боли, так как такие новообразования (рабочие группы или новые обязанности) в компаниях формируются достаточно стихийно, и по большому счету они сделаны для того, чтобы показать деятельность и отчитаться, что вот все создано, работа идет, формируем планы. Время идет, а четкой политики в компании как не было так и нет, что с этим делать, как переводить все это безобразие на отечественный софт или на open source, что еще хуже, не очень-то и понятно. А прежде всего, а где взять деньги на этот банкет.

Мы со своей стороны готовы предложить методику, которая позволяет компании оценить окупаемость перевода на отечественный софт как проект с финансовой отдачей и тем самым обосновав и получив дополнительное value от такого перехода.

Если говорить про системы класса BI и Advanced Analytics, то такой подход можно описать следующим образом.

Подходы к миграции

  1. Приоритезация бизнес областей (критичные для бизнеса, редко используемые, неиспользуемые)
  2. Дублирование отчетности на новой платформе (критичные и редко используемые отчеты)
  3. Повторение workflow по моделирование (для Advanced Analytics)
  4. Выявление проблем неиспользуемых бизнес-областей и подготовка roadmap по реанимации (если возможно)
  5. Демонстрация отчетов бизнес-заказчикам
  6. Тестирование отчетов бизнес-заказчиками и анкетирование по удовлетворенности
  7. Разработка плана перехода и отказа от предыдущего инструментария (в случае успешного окончания этапа 6)
  8. Для оптимизации стоимости владения на этапе миграции, можно договориться с вендором об отсрочке платежей по новым лицензиям до миграции отчетов на новую систему. Внедрение не должно приводить или должно приводить к минимальному временному повышению стоимости владения (дублирование платежей).

Подход к финансовой оценке миграции

Показатели:

  1. Стоимость владения данными (TCD) – финансовая оценка на сопровождение хранилища данных
  2. Затраты на центры компетенций (FOT) – фонд оплаты труда на сопровождение платформ бизнес-аналитики
  3. Стоимость технической поддержки (TSC) – затраты на техническую поддержку платформ вендорами и интеграторами (лицензия + работы по сопровождению)
  4. Стоимость внедрения новой системы (NEWIMPLCOST)-лицензии + консалтинг
  5. Стоимость лицензий для решение перспективных задач (PLC)
  6. Стоимость консалтинга по решению перспективных задач (PCC)
  7. Текущий финансовый результат от использования данных (DataValue)
  8. Перспективный финансовый результат (PDV) от решения новых задач

Метрики эффективности:

  1. Удельная ценность данных = Финансовый результат/Стоимость владения.
  2. Оценка срока окупаемости = NEWIMPLCOST/(( DataValuenew+PDVnew-TCDnew-FOTnew-TSCnew-PLCnew-PCCnew) — (DataValueold+PDVold-TCDold-FOTold-TSCold-PLCold-PCCold)).
  3. ROI (возврат инвестиций) = ((DataValuenew+PDVnew-TCDnew-FOTnew-TSCnew-PLCnew-PCCnew— NEWIMPLCOST)/ (DataValueold+PDVold-TCDold-FOTold-TSCold-PLCold-PCCold)-1)*100%.

Инвестиция считается удачной, если ROI > 100% за рассматриваемый интервал планирования (например 5 лет, т.е. за этот период инвестиция должна удвоиться)

  • Внедрение считается успешным, если удовлетворенность бизнес-заказчиков выросла по отношению к текущему инструментарию, для чего перед началом миграции работ должно быть проведено анкетирование бизнес-пользователей.
  • Полнота решения задач на новой системе должна быть не ниже текущих систем.

Это небольшое описание умного подхода по импортозамещению. Поэтому, если у вас стоит задача по импортозамещению, а вы это больше рассматриваете как дополнительную нагрузку, а не как возможность, обращайтесь к нам, мы вам поможем по новому взглянуть на ситуацию, проведем аудит, интервью бизнес заказчиков и определим перспективные возможности по оптимизации стоимости владения и получения дополнительного эффекта для вашего бизнеса, основанного на данных!