Сегодня хотел бы поговорить о стадии зрелости по работе с данными любой коммерческой организации. В 2016 году компания EMC опубликовала материал, который был посвящен этому вопросу, я немного перерисовал его и перевел и хочу поделиться с вами этим материалом.

Самая начальная стадия по работе с данными — это накопление и анализ исторических данных. Тут мы больше погружаемся в то, что уже прошло и пытаемся объяснить поведение компании, анализируя события которые происходили в прошлом на основе фактов.

Вторая стадия — это поиск бизнес инсайтов. То есть мы не только анализируем, но и пытаемся понять какие-то закономерности, возможно скрытые факторы, которые не видны в трендах, но могут проявиться даже в будущем, например, если мы видим что какой-то тренд негативных событий нарастает и доля его постоянно увеличивается, несмотря на то, что он никак не проявляется на текущий момент.

Третья стадия — Оптимизация бизнеса — мы находим какие-то оптимальные факторы при которых компания показывает постоянный рост, еще лучше если мы этими факторами можем управлять и увеличивать наше воздействие с целью роста показателей.

Четвертая стадия — мы накопили множество информации и понимаем, что эта информация может быть не только полезна нам внутри, но может быть полезна другим контрагентам, которые на ее основе смогут получать лучшие результаты и готовы платить за эту информацию. Например, телеком операторы достаточно успешно продают информацию банкам о подтверждении анкетных данных по месту проживания, или о том как перемещаются потоки жителей, чтобы планировать инфраструктуру, например эта информация интересна ритейлу, или городским властям для планирования транспортной инфраструктуры. Вообще тема монетизации заслуживает отдельных постов, и может даже не одного. Поделюсь чуть позже этой информацией. А кому не терпится и уже сейчас готовы в это инвестировать, велкам в личку, поможем сформировать стратегию монетизации ваших данных.

Ну и наконец пятая стадия, это стадия трансформация бизнеса. Здесь речь не идет о каком-то конкретном подразделении, здесь речь идет о комплексном подходе, где каждый процесс так или иначе связан с данными, неважно какая это функция внутри организации. Любой процесс формируется таким образом, чтобы он был измеримым, любой продукт при запуске формируется таким образом и интегрируется в процессы, чтобы каждый этап процесса был измеримым и данные по нему могут быть легко получены. В каждом подразделении есть люди, которые работают с данными и улучшают бизнес. Но тут надо учесть один момент, это не про то, что мы запустили продукт, а потом думаем а как же посчитать по нему воронку, даже если это удается сделать, это вообще не об этом, это про то, что вы изначально в свои процессы при валидации продукта разрабатываете стратегию работы с данными и предъявляете требования к нему исходя из необходимости мониторинга, как если бы вы согласовывали с юристами доп. соглашение, ровно про это.

Вы изначально продумываете до мелочей какие данные и для чего будете использовать, а не так, что да ладно давайте накопим, а потом подумаем что с этим сделать, нет, нет и еще раз нет, на этой стадии у вас есть четкая стратегия работы с данными, вы знаете для чего каждый показатель, четко понимаете его методику и понимаете в каком виде он вам нужен, в сыром или агрегированном, а также можете оценить через какое время вам нужно модифицировать инфраструктуру не вдаваясь в пространные рассуждения, ну если нам будет нужно мы расширимся.

Самое интересное мое наблюдение в крупных компаниях, что IT подразделения не знают какие данные в хранилище и для чего они нужны бизнесу. А самое интересное — это то, что в большинстве своем эксплуатирующие подразделения из периода в период, готовят данные на регулярной основе, не один месяц, а то и год, и даже не задаются вопросом, а вообще сколько бизнес-пользователей у этих данных и как часто они используются. Тема оптимизации хранилищ — это мне кажется вообще отдельная тема. В общем самое первое подразделение, которое требует тщательного анализа — это IT.

И если вы хотели бы заглянуть в такое будущее, но не знаете с чего начать, то велкам в ЛС, поможем разработать вам стратегию по работе с данными и поможем как может выглядеть ваш data-driven бизнес.

Удачи вам и будьте успешны!