Пост, скорее посвящен операторам связи, но на самом деле может быть полезен многим компаниям.

Сегодня хотелось бы поговорить о DPI и его возможностях, которые открываются перед операторами.

Уверен, что на сегодня потенциал DPI не исчерпал своих возможностей и на 1%.

Может я не прав, но на сегодня самые распространенные услуги на базе DPI:

1. Это реализация блокировок сайтов, занесенных в реестр Роскомнадзора.

2. Услуги класса «Родительский контроль».

Есть еще реализации, которые, как правило, больше к ограничениям абонентов относятся, нежели к дополнительным возможностям. Например, блокировка нежелательного контента в образовательных учреждениях – это пример B2B сервиса, но реализованного на площадке оператора.

Некоторые научились использовать аналитику для предотвращения оттока – ведь по статистике, риск посещения сайта конкурента в 5 раз чаще приводит к оттоку, чем звонок на службу технической поддержки.

Немногие используют аналитику DPI для кросс-продаж и Upsell, хотя это открывает удивительные возможности как по продаже собственных услуг, так и продаже услуг партнеров.

На основе DPI можно выделять конечных пользователей домохозяйств по профилю потребления услуг и переходить к персональной коммуникации.

Раньше были инсталляции, которые позволяли монетизировать абонентскую базу по рекламной модели, но после небезызвестных событий и разъяснения Роскомнадзора, что все данные должны оставаться в периметре оператора, это значительно усложнило реализацию, хотя и дало возможность операторам самим запускать такие сервисы на собственных площадках. И возможности эти довольно обширны.

Также данные c DPI позволяют значительно оптимизировать сетевые ресурсы. Если посмотреть на открытые данные операторов связи в инвестиции по модернизации сетей передачи данных, которые составляют больше 200 млрд в год, а также на кривую роста трафика сети передачи данных, то можно понять какие обширные возможности еще не реализованы и на сколько огромен рынок. Понятно, что все операторы научились оптимизировать затраты на апстримы, делая прямые пиринговые стыки с крупнейшими генерящими трафик площадками. Но при этом оптимизацию зоновой инфраструктуры упускают из виду. А вот и зря! Если вы проанализируете трафик DPI по видам и посмотрите на участки сети, то вы увидите, что на вашей сети достаточно большой объем «паразитирующего» трафика, который выжирает трубу, но не приносит вам ни копейки. Более того, если сегментировать базу, то четко будет видно кто из абонентов такую нагрузку создает. Когда я проделывал такое упражнение в одном из операторов, то был сильно удивлен статистикой, ведь всего 5% абонентов генерировали больше 80% трафика. Я конечно ожидал Правила Паретто, но был удивлен полученным результатом. Если распределить затраты на эксплуатацию сети на всю базу, получалось, что эти 5% абонентов давали такой убыток, что проще было этих абонентов подарить конкуренту. Однако объем базы был достаточно большой и выручку не хотелось терять, поэтому мы научились работать с такими абонентами и оптимизировать нагрузку за счет различных профилей на виды трафика, минимизируя полосы для «паразитного» трафика, выделяя в отдельные WLAN-ы отдельные виды трафика. Для платного трафика наоборот уровень SLA был увеличен, что давало прирост платного трафика в единицу времени. Применение этого подхода позволило увеличить трафик и выручку, ведь за единицу времени пользователь смог скачивать больше информации, получая лучший сервис, а время сессии не уменьшилось, а увеличилось, ведь пользоваться услугой стало комфортнее.

Data-продукты на основе DPI, на мой взгляд, заслуживают большого внимания, ведь потенциал этого рынка не исчерпан. И открывают широкие возможности перед операторами по монетизации растущего трафика передачи данных. Например, HR-аналитика и проактивное удержание сотрудников. Выделение сотрудников, которые посещают площадки поиска работы или наоборот праздно проводят время – достаточно актуальные сервисы.

Это и сервисы заботы о пожилых родственниках, ведь иногда родители стесняются рассказать детям, что со здоровьем не все в порядке.

Это сервисы заботы о детях, родительский контроль не всегда убережет от пагубного влияния соц. сетей.

Защита от несанкционированного доступа, ведь при аномальном поведении трафика сразу заметны такие атаки. И их возможно ограничить.

Продажа приоритетного доступа на площадку – на основе приоритета трафика.

Исследовательские Data-продукты. Ни одно исследование и опрос аудитории не справиться с результатами реальной статистики потребления услуг. И тут возможности не ограничены, такие продукты нужны и полит технологам и маркетологам, и продуктологам и PR службам. Сейчас эту нишу плотно держат поисковики, но поисковики кроме факта захода на какую-либо площадку вообще ничего не видят, если отсутствует их собственный движок, который собирает статистику, операторы знают об абонентах почти все.

Улучшение скоринговой модели для банков. Уж кто как не оператор связи знает о своих пользователях все. Тут и предотвращение мошенничества и удержание клиентов, которые захотят сменить банк. И много других бизнес-кейсов.

Возможности не ограничены, достаточно включить немного фантазии, а покупатели на такие продукты найдутся всегда. Мир IoT откроет еще больше возможностей для реализации Data-продуктов.

Используя DPI можно значительно увеличить отношение Revenue/Traffic.

Эффективных вам решений!