Когда я писал о том, как увеличить выручку, упоминал о том, что правильная выкладка товара порой позволяет добиться хороших результатов. Давайте рассмотрим поподробнее как на практике реализовать решение данной задачи. Сеть walmart давно уже использует Data mining в мерчендайзинге причем делает это весьма и весьма упешно.

Давайте попробуем разобраться как же им удается применять данные технологии. Во-первых, чтобы применять инструментарий DM, нам нужны прежде всего данные. Данные о самих товарах считаем, что у нас есть, по крайней мере в большинстве крупных магазинов давно стоят электронные кассы.

Чего нам не хватает — это данные о метоположении товара. Давайте попробуем сгенерить несколько способов решения этой задачи:

1. На мой взгляд самый простой способ — это ввести кодировку расположения мест, например, первые цифры обозначают торговый ряд, вторые цифры раздел, если больше чем один, третья цифра расположение относительно уровня глаз. Теперь если мы при выкладке введем такой код под каждый товар, то вместе с продажами, у нас начнут накапливаться данные и о местоположениях, где продажи максимальны/минимальны. И мы уже сможем использовать эту информацию для принятия решения.

2. Установка датчиков-счетчиков, по типу тех, что стоят в крупных гипермаркетах, которые ведут число людей, приходящих в магазин. Если оборудовать каждую полку такой техникой, то клиент, когда берет товар с полки, счетчик его фиксирует. Чем больше число счетчиков, тем точнее можно опеределить необходимое местоположение.

Думаю, что существуют еще и другие способы.

Будем считать, что статистику накопили, теперь давайте попробуем разобраться как работать с этими данными.

Например, максимизировать объем (в штуках или в рублях) исходя из месторасположения товара, используя дерево решений. Тут надо оговориться, что каждая группа товара должна рассматриваться отдельно, иначе результат будет точно непредсказуем, в конечном счете наша задача добиться эффективности, а не навести бардак.

Находить группы товаров, которые продаются чаще всего вместе и выкладывать их рядом, и покупателю удобно и Вам приятно. Место выбирать по макимально продаваемому, там где проходимость точно выше. 

Так как все-таки наша задача добиться увеличения и ассортимента и выбрать правильные позиции, то не обойтись без использования оптимизационных методов. Найти такое место для каждого товара, объемы продаж в которых будут максимальны.

Конечно для достижения максимального эффекта требуется много экспериментов. Есть и обратная сторона, если покупатель постоянный, то постоянная ротация товара, может смутить покупателя и он просто напрасто не найдет тот товар, который ищет. Поэтому лучше не экспериминтировать много с товарами, которые продаются хорошо, а делать это точечно по товарам, продажи которых минимальны, затем переходить на часто продаваемые товары, когда будет видет результат.

Удачи Вам!