Сегодня мне бы хотелось поговорить о способах ценообразования и о тех порадоксах, которые встречаются на некоторых рынках.

Давайте поговорим вначале о способах ценообразования:

1. Затратный метод — оцениваем общие затраты на продукт, накручиваем маржинальную накрутку, получаем стоимость товаров.

2. Назовем его рыночный — цена, которая установилась на рынке в результате покупательской способности спроса, т.е. сколько клиенты готовы платить за товар.

3. Пусть будет конкурентный — цена, которая сложилась в результате присутствия на рынке более одного контрагента, по которой товар предлагается.

Думаю, что есть еще некоторые способы, но они уже встречаются крайне редко или же являются комбинацией нескольких методов. Возможно, что-то упустил, но думаю Вы меня поправите. Вообще, я своей целью не преследовал становиться учебным порталом, поэтому мне простительны некоторые вольности.

Когда рынки достаточно маленькие и конкурентные, то, как правило, все конкуренты приходят к комбинации нескольких методов.

Мне же хотелось поговорить о больших рынках, например, Москвы.

Здесь-то и начинается самая интересная вещь. Компании-конкуренты, на мой взгляд, вообще друг на друга не смотрят. И если товары (материальные) еще более-менее как-то поддаются рыночным законам, то ценообразование на сервисную составляющую в сфере услуг рознится очень сильно и может отличаться и в 2 и в 3 раза, а иногда и на порядок.

Почему все-таки такая большая разница и почему люди готовы платить больше? Главное это, наверное, лень. Зачем заморачиваться, если через дорогу есть подходящее предприятие. Москва большой город, и здесь расстояния играют роль. И тут, на мой взгляд, «географическое ценообразование» присутствует повсеместно. В одном районе цена такая, в другом другая. Если очень сильно поискать, то можно значительно сэкономить, при этом не потеряв в качестве.

Второе, это покупательская способность населения, здесь она выше, соответственно и ценник вырастает из ничего.

И тут мне вспоминается одна очень интересная история.

Нужно мне было переоформить документы на квартиру. Плевое дело, составить договор купли-продажи, подать документы на регистрацию, забрать. Сначала нашел по знакомству, показалось дороговато, 30 тысяч, с учетом того, что доки и копии уже все на руках, вписать в заготовку договора все данныеи подать на регистрацию. Забрать мог бы и сам. Дай, думаю зайду в агенство недвижимости, думаю там все на поток поставлено, наверняка, дешевле выйдет. Захожу, рассказываю, говорят, да занимаемся, плевое дело, и оценивают свою работу в 140 тысяч рублей. Первая мысль, которая пришла на ум в тот момент была явно матерная))) Потом добавляют, мы согласуем с руководителем, у Вас упрощенная ситуация, возможно за 100 тыс. руб. сделаем. Я благодарю, сказал наберите меня как согласуете и отправился восвояси. Проходит какое-то время, набирает меня агент. Говорит, ну я же понимаю, что такой пустяк 100 тыс. руб. не стоит, давайте мы мол мимо кассы проведем, я все сделаю, это Вам будет стоить 60 тыс. руб. В этот момент я поблагодарил и отказался, сославшись что нашел условия дешевле. Понятно, что я действовал с целью сэкономить, но другой в этой ситуации мог бы и согласиться. Ведь квартиру не каждый день оформляешь, и для деверсификации рисков, все же идут на такой вариант. В итоге, изучив весь процесс, я решил попробовать все это сделать самостоятельно, посмотрим что из этого выйдет. Но думаю, за 30 тыс. руб. можно и заморочиться. Наверняка, убью немного своего личного времени, но это с целью убедиться, что государственную бюрократию действительно не победить. Вдруг получится, но даже если нет, попробовать стоит.

Как видно из моего примера, можно одну и ту же услугу получить абсолютно по разной цене. При этом результат будет один, но деньги разные. На мой взгляд сервисное ценообразование в крупных городах основано только на покупательской способности населения. И чем ты лучше выглядешь, тем дороже предлагается услуга. Но есть и некий минимум ниже которой услуга не будет предоставлена. И дело даже не в том, что применяется затратный метод, дело в неком барьере ниже которого люди себя в крупных городах не оценивают.

Если Вы работаете в сфере услуг, как Вы устанавливаете цены на услуги. Чем руководствуютесь? Реально очень бы хотелось понять. Классическая экономика, на мой взгляд, в сфере услуг в крупных городах не работает.

Удачи Вам!