Когда, я рассказывал Вам о матрице BCG, то упомянул о стадиях жизненного цикла продукта и обещал вернуться к этой теме. Сегодня мы поговорим о стадиях жизненного цикла продукта. А также постараемся понять, что необходимо сделать, чтобы по максимуму увеличить продолжительность этого цикла.

В литературе принято иногда рисовать вот такой колокольчик, когда говорят о стадиях жизненного цикла товара.

Рассматривают несколько фаз жизненного цикла товара, а именно:

1. Зарождение спроса (emergence — Е). Потребность в конкретном товаре требует бурного развития соответствующего производства, рыночная среда характеризуется наличием нескольких конкурентов и значительным объемом потенциальных потребностей.

2. Ускорение роста спроса (G1; growth — G). Имеют место определяющие темпы развития спроса над предложением, создаются условия для развития производства и интенсивной деятельности на рынке в целях получения высоких прибылей.

3. Замедление роста спроса (G2). Проявляются признаки насыщения спроса, а предложение начинает опережать спрос.

4. Зрелость (maturity — М). На товарном рынке достигнуто насыщение спроса, а на предприятии могут иметь место избыточные мощности.

5. Затухание, спад спроса (die down — D). Вызывается как уменьшением потребления той или иной ценности, так и изменениями состояния демографических и экономических характеристик окружающей среды.

С чем я не согласен с такой классификацией, так это наверное то, что стадия жизненного цикла товара начинается много раньше. А это стадии после запуска продукта в коммерческую эксплуатацию. Думаю я чуть позже вернусь к рассмотрению этой темы и мы рассмотрим какие стадии проходит продукт перед запуском в коммерческую эксплуатацию.

Итак, что же конкретно Вам дает такая классификация. Во-первых если Вы знаете точно на какой стадии находится продукт, Вы можете легко принимать решения о конкретных шагах, либо развивать продукт дальше, вкладывать инвестиции, либо пора его модернизировать, для того, чтобы как можно дольше зарабатывать на реализации данного продукта. На практике бывает не так просто определить на какой стадии находится продукт, так как иногда спад может вовсе не означать, что продукт приближается к зрелости так как можно запросто спутать с некоторым сезонным падением или падением, связанным с влиянием других показателей внешней среды (см. PEST).

В идеале конечно, если Вы знаете о том, что продукт на стадии зрелости, пора задумываться о его модернизации, иначе этот продукт может легко превратиться в «Собаку».

Наиболее яркий пример удачной продуктовой стратегии имеет компания Apple. На модернизации свойств продуктов они зарабатывают просто огромные деньги. Любая новая модель iPhone (будь-то 3G или 4G) приходит на смену старому поколению, а объемы продаж только увеличиваются. Пройдет совсем немного времени и будет новый анонс 5G, немного времени и появится новое поколение iPad, который поддерживает многозадачность, Flash. Потом еще и еще.

Вообще говоря, Hardware на мой взгляд имеет самый маленький жизненный цикл. Ты покупаешь новую модель, а через пол года появляется еще более новая, превосходящая по характеристикам. Софтверные гиганты выпускают новые приложения, требующие больших ресурсов. И это гонка похоже не закончится никогда.

О других примерах, о стадиях жизненного цикла товара до его запуска в коммерческую эксплуатацию, читайте на страницах моего блога.

Удачи Вам!