Сегодня я Вам расскажу об очень важном, на мой взгляд, принципе, который носит название «Принцип Парето». В литературе Вы также можете встретить другое название это принципа «Принцип 20/80″.

Это экономический принцип, названный в честь основателя экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата».

Чем примечателен этот принцип, так это тем, что его можно переформулировать множеством способов и он будет работать. «20% клиентов дает 80% выручки», «20% клиентов скачивают 80% информации». «20% факторов оказывают 80% влияния». Можете добавить и свою формулировку. Конечно, не везде принцип работает, но в условиях неопределенности планирования данный принцип можно применять.

Иногда, анализируя статистику, Вы можете увидеть и такие результаты 10/90 и 30/70. Суть сводится к одному «лишь минимальное количество факторов оказывает наибольшее влияние на результат». И не важно какую функцию Вы анализируете, Ваш денежный поток, Ваши знания или другую, с большой долей вероятности принцип будет работать.

Если Вы пытаетесь максимизировать Вашу прибыль, то сегментация клиентов с с грамотным применением принципа Парето сделают дело.  Например Ваши затраты на привлечение одного клиента фиксированы и составляют 300 рублей, Вы знаете, что лишь 20% клиентов генерят 80% прибыли, то сегментировав клиентов и привлекая высокоприбыльных Вы можете добиться большей прибыльности маркетинговых кампаний, даже не смотря на то, что Вы будете будете тратить на привлечение этих клиентов немного больше. Ваша задача найти тот канал коммуникаций, который будет привлекать высокоприбыльных клиентов.

Аналогично при построении математических моделей, Вы можете упростить модель, пренебрегая малозначимыми факторами. Опять же принцип Парето в действии.

Я очень часто сталкивался с этим принципом на практике, конечно, не везде это было 20 на 80. Но в большинстве случаев принцип работал. При формировании тарифных планов, как правило этот принцип очень хорошо работал: примерно 20% новых тарифных планов привлекают 80% клиентов. Максимизируя прибыль по этим 20% тарифных планов, я добивался большей эффективности маркетинговых кампаний при тех же затратах на привлечение клиентов.

В торговых кампаниях, как правило чаще применяют этот принцип для управления складскими запасами. ABC-XYZ анализ полностью построен на этом принципе.

О других примерах применения данного принципа мы поговорим в следующий раз.

Удачи Вам в применении данного принципа!