Сегодня мы поговорим еще о паре форм модификации ABC-анализа, которые Вы можете встретить в литературе, а именно о применении ABC-анализа совместно с FMR и VEN-классификациями.

Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности.

FMR-анализ – это аббревиатура от английских Fastest Medium Rare — быстро, средне, медленно  — анализ товарного ассортимента по частоте обращений.

Характеризуется коэффициентом частоты взятия и вычисляется по следующей формуле:

 K = { P_{i} \over \sum_{i=1}^N P_{i} } * 100 %

где P — количество отпуска ~i-го товара, а N — общее количество отпуска со склада.

По частоте взятия ассортимент обычно разбиваются на три группы:

категория F — наиболее часто запрашиваемые товары (80 % от общего количества);
категория M — менее часто запрашиваемая категория продуктов (15 % от обращений);
категория R — редко запрашиваемая продукция (оставшиеся 5 %).

Используется FMR для размещения на складе, более «быстрые» (fast) позиции размещаются ближе к местам комплектации. По сути FMR анализ это ABC-анализ, в котором критерием анализа является частота обращения к товару, а не сумма.  Процентное соотношение можно подобрать самостоятельно исходя из статистики движения товара. Если Ваша задача увеличить скорость отгрузки товара, то вы непременно должны оценить важность применение данного метода.

Думаю, что такой метод можно применить и в мерчендайзинге при раскладке товаров, товаром с наибольшей частотой покупки отводится большее пространство. Хотя опять же зависит от преследуемой цели. Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Другим прикладным методом является анализ, основанный на VEN-классификации.

Данный вид анализа применяется, как правило в фармакологической отрасли.

От английского Vital Essential Non-essential — жизненно-важные, необходимые, второстепенные) — проводится сегментация ассортимента. Т.е. идет анализ не по количественным, а по качественным характеристикам. В жизни применяется совместно с ABC-анализом.

VEN-анализ проводится параллельно с АВС-анализом и позволяет определить приоритетные лекарственные препараты в соответствии с международной практикой их деления на жизненно важные (Vital или V), необходимые (Еssential или Е) и второстепенные (Non-essential или N) (табл. 1).

Таблица 1. Определение приоритетных лекарственных препаратов (VEN-анализ)

Жизненно важные (Vital) Лекарства, важные для спасения жизни (например, вакцины); имеющие опасный для жизни синдром отмены, постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулины, стероиды, антибиотики и т. п.)
Необходимые (Essential) Лекарства, эффективные при лечении менее опасных, но серьезных заболеваний
Второстепенные (Non-essential) Лекарства для лечения «легких» заболеваний; препараты с сомнительной эффективностью; дорогостоящие с симптоматическими показаниями

По результатам проведённого ABC-VEN-анализа можно ответить на следующие вопросы:

  • Целесообразно ли тратятся финансовые средства на лекарства в конкретном лечебном учреждении (главным образом, какие препараты в группе А и В)?
  • Какие шаги необходимо предпринять, чтобы рационализировать лекарственные закупки?
  • Какие препараты в первую очередь следует рассмотреть на предмет включения (исключения) в формулярный перечень?
  • Соответствуют ли финансовые затраты данным анализа структуры заболеваемости?

Так же VEN-анализ применяется при классификации ресурсов и запчастей производственных компаний. Выделяют критичные позиции (например, запчасть без наличия которой остановится производство), умеренно критичные позиции (запчасть, без которой можно какое-то время обойтись, производство продолжится, пусть и не на полную мощность) и не критичные позиции (запчасти, без наличия которых можно обойтись, дожидаясь их поставки по случаю необходимости).

Используя данные методы, Вы сможете значите улучшить эффективность своего бизнеса.

Подумайте, может быть и Вы станете автором собственного метода, который будет релевантным в Вашей отрасли.

Удачи Вам!