Продолжаем описывать инструменты маркетингового аналитика.

При анализе внешней среды, я Вам рекомендую использовать PEST-анализ.

Давайте разберемся в чем же он заключается.

PEST-анализ — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Иногда его называют STEP-анализом. Встречаются еще расширенные варианты данного анализа:

PESTLE — анализ является расширенной двумя факторами (Legal и Environmental)

SLEPT-анализ (плюс Правовой фактор)

STEEPLE-анализ Социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда(природный), политический, правовой и этнические факторы.

Вы можете выбрать именно тот вид анализа, который наилучшим образом применим для анализа внешней среды Вашего предприятия.

Давайте попробуем разобраться когда его применять. При формировании долгосрочной стратегии развития компании. Я бы рекомендовал его проводить в обязательном порядке. Иногда применяют для среднесрочного развития. Я бы также рекомендовал использовать и при проведении долгосрочных маркетинговых кампаний (сроком более 2-х месяцев).

Давайте я Вам приведу несколько простых примеров факторов, чтобы стало немного понятнее:

Пример политического фактора — государственное регулирование отрасли. Если Вы не будете готовы к тому, что может быть введено государственное регулирование, то Вам придется очень сильно пересмотреть параметры своего бизнеса в довольно короткие сроки, чтобы остаться на плаву.

Повышение цен поставщиков, рост курса доллара или финансовый кризис — это все примеры экономических факторов. Грамотная стратегия должна описывать поведение компании при изменении внешней среды.

Примерами социальных факторов может служить увеличение числа мигрантов, естественная убыль населения.

Примерами технологических факторов может служить вывод новых продуктов, появление новых патентов.

Подумайте как эти факторы могут повлиять на Ваш бизнес. Какие из низ будут Вашими возможностями, а какие наоборот угрозами. Применяйте совместно SWOT и PEST-анализ и стройте эффективные стратегии.

В свое время, работая в телекоммуникационной компании, я заметил как очень сильно изменяется поведение абонентов в период кризиса. Абоненты становятся более рациональными и многие стратегии, которые показывали замечательные результаты в докризисное время, во время кризиса оказывались просто бесполезны. Поэтому приходилось менять стратегию работы в период кризиса буквально «на коленке». Потому что, такой внешний фактор как влияние финансового кризиса был просто опущен, так как вероятность его появления казалась крайне низкой. После этого, конечно, такой экономический фактор имел большое значение, и стратегии строились с учетом его проявления. Чтобы не набивать свою шишку, пользуйтесь данным инструментом и не отбрасывайте даже маломальские факторы при формировании стратегии, это поможет Вам быть более подготовленным к самым неожиданным изменениям внешней среды.

Удачи в применении!

Эффективности Вам и Вашей компании!