Рано или поздно, формируя прогноз продаж по большому объему товарных категорий (SKU), структурных подразделений Вы придете к пониманию, что процесс необходимо оптимизировать.
Давайте разберемся с такими понятиями как прогноз «сверху-вниз» и «снизу-вверх».
Например, Ваша цель сформировать КПЭ (ключевые показатели эффективности) по всем структурным подразделениям.
Вы начинаете упорно формировать прогноз по одной товарной категории, по второй, по третьей и т.д. Затем находите сумму объемов продаж всех товарных категорий в рамках одного структурного подразделения, затем второго и т.д., пока не сформируете прогноз в целом по предприятию. Такой способ прогнозирования часто называют «снизу-вверх».
А что если Вы решили поступить наоборот, Вы сначала построили динамику продаж в целом по предприятию, несомненно это можно сделать даже быстрее, Вы же будете работать с меньшим количеством данных. Но Ваша задача сводилось к формированию КПЭ подразделений. И после того как прогноз продаж в целом по предприятию готов, Вы переходите к делению общей выручки на структурные подразделения согласно доли вклада каждого подразделения в общий объем выручки предприятия.
Рассмотрение способов такого деления заслуживает отдельной статьи.
Такой способ прогнозирования называют «сверху-вниз».
Как правило прогнозирование «сверху-вниз» используется при формировании стратегического долгосрочного плана развития компании. «Снизу-вверх» напротив при среднесрочном и краткосрочном прогнозировании.

Теперь Вы знаете чем отличаются данные методы, удачи в применении!