Помните, когда я говорил про разработку методологии сегментации, то упомянул о том, что после внедрения методологии сегментации мы подошли к внедрению BI. Сегодня я поделюсь опытом внедрения и расскажу через какие этапы мы проходили.

В то время я работал уже в Генеральной дирекции одной из крупнейших телекоммуникационных компаний России. Еще, работая в филиале пришло осознание, что необходим мощный аналитический инструмент по формированию отчетности, что он должен помочь с событийным маркетингом (ответные меры реагирования, на какие-то определенные события). У нас в тот момент был Oracle Discoverer, позже мы перешли на Oracle Olap (надстройка в Excel). Инструменты позволяли выгружать данные из транзакционных систем, и на основе технологии OLAP (online analytical processing — аналитическая обработка в реальном времени) строить отчеты в необходимом для анализа данных в разрезе. Но это все было не то, что нас, как аналитиков бы устраивало. Чувствовалась какая-то урезанность платформы. Так как мы участвовали в разработке и оценке эффективности всех маркетингивых инициатив, то детализации данных для оценки рисков перед запуском маркетинговых кампаний не хватало, приходилось делать дополнительные запросы в блок IT для выгрузки более детализированной информации. В этом плане, конечно, Discoverer выигрывал по всем статьям, но проигрывал по дружелюбности интерфейса. В общем хотелось решительно какого-то прорыва. В то время разработка и унификация предиктивных моделей была завершена. И напрашивалась какая-то автоматизация, потому что времени на то, чтобы обновить прогнозы уходило много, но отчасти 90% времени уходило не на анализ данных, а именно на их извлечение в необходимом формате.

Перейдя в Генеральную дирекцию, я начал превращать задуманный проект в жизнь. Сразу отбросили мысль нанимать каких-то теоретиков-консультантов (пишу в негативном ключе, потому что практиков, к сожалению не очень много), а делать верхнеуровневые требования к системе самостоятельно. Получился небольшой документ, в котором четко прописывалось то, что хотелось реализовать. С этими требованиями и пошли в блок IT. Надо сказать, что они очень обрадовались, так как формирование такого документа сторонними силами, нам бы обошлось в несколько миллионов рублей. Мне конечно, было не важно сколько мы сэкономили, а важно что мы получим в итоге.

Какие модули в системе мы планировали реализовать:

— Модуль отчетности (вся управленческая отчетность) и аналитики (Сегментация клиентской базы, оценки маркетинговых кампаний)

— Модуль внутренних и внешних исследований (по сути портал, на котором аккумулируются исследования)

— Модуль планирования/бюджетирования/прогнозирования

После того, как требования мы сформирования, начался этап выбора вендора. Рассмотрели несколько вендоров, которые на взгляд нашего IT могли бы решить данные задачи. Это много позже я узнал все линейки продуктов ведущих вендоров для задач маркетинговой аналитики и могу четко сказать, какой продукт можно использовать для решения конкретной задачи. Но тогда это был такой для нас туман, поэтому пришлось выбирать из того, что предлагал блок IT.

Среди основных были Microsoft, SAS, Oracle. Смотрели еще пару самописных систем от каких-то разработчиков, но это отмели на этапе изучения функционала.

Дальше сделали workshop-ы. В финал тендера вышли 2 вендора, которые и приехали к нам на демонстрацию своих продуктов для коммерсантов и топ-менеджеров. Это были SAS и Oracle. Мне, как аналитику со стажем импонировал, конечно SAS. Инструментарий там для аналитика, очень богатый. И сперва даже мы на нем остановились. Но их не очень хорошая политика техподдержки никак не вписывалась в планы компании. техподдержка в евро и фиксируется. От нее невозможно отказаться в принципе. Наш блок IT был достаточно продвинут, чтобы осуществлять тех.поддерку после года эксплуатации системы самостоятельно. Поэтому в долгосрочной перспективе это бы ухудшило показатели компании. Поэтому как мы не пытались исключить этот пункт из коммерческого предложения, так это и не сделали.

Поэтому методом исключения остался Oracle BI. Чем мне не нравился этот инструмент, да и пожалуй сейчас не очень нравится, так это только тем, что позволяет решить только первую и вторую часть, третью несколько коряво, но при большой любви и желании можно и это осуществить.

Затем был выбран интегратор. И проект закипел.

Сумму сделки не буду озвучивать, но она составляла несколько десятков миллионов рублей.

Сначала все шло хорошо. Но затем появился на проекте главный архитектор со стороны интегратора. Мы формировали требования к репозитарию, указывали все показатели и в каких разрезах нам интересны. Началась долгая фаза согласования этого дела между интегратором и мной. В общем архитектор оказался дядька, так сказать, с «опытом работы в телекоме», поэтому каждое наше требование пересматривалось его опытной рукой. Часть замечаний игнорировалось. В общем мучился, я мучился с ним, в итоге плюнул и все сделал за него. Иначе я понял процесс бы так и встал на месте, потому что тип оказался очень тяжелым. Далее пошла фаза внедрения на стенде интегратора. Вроде как все прошло успешно и вот наступил тот момент, которого я так долго ждал. Переезд на промышленную платформу. Все вроде как тоже прошло успешно. Тесты на длительность формирования отчетности прошли более-менее успешно.

Справедливости ради стоит отметить, что Oracle BI может формировать отчеты довольно быстро на больших объемах информации, но только при достаточно грамотной настройке кэширования.

Первые результаты не впечатлили. Я был огорчен, что 9 месяцев работы прошли впустую. Репозиторий составлен коряво, ту отчетность, которую планировали внедрить просто не могли мы сформировать, так как все показатели были разбросаны по разным предметным областям, а в Oracle BI, к сожалению, нельзя формировать отчеты на основе разных предметных областей. Как это получилось, мне никто так внятно и не ответил. И тут на проекте появился молодой парень, который приехал защищать систему. Ну и конечно получил свою порцию недовольства, которая была высказана мной в адрес того, что нам было представлено в качестве промышленной среды. Что самое удивительное, он быстро сориентировался в ситуации и сделал все необходимые доработки в очень короткие сроки. Базовое обучение, которое нам было проведено, также меня не устроило, так как не отражало полностью функционал системы. Поэтому пришлось сформулировать, что конкретно необходимо было освятить на обучении для коллег. И с этим заданием он с легкостью справился. Жалко конечно, что он подключился к проекту в самом конце. Работа с ним доставила удовольствие, с его стороны был продемонстрирован высокий уровень профессионализма. Конечно, он сам мне потом позже признался, что некоторые вещи он от меня услышал впервые. Но он не стушевался и быстро сориентировался, за что ему отдельное человеческое спасибо!

Надеюсь, мой опыт для кого-то может быть полезным.

Этапы, через которые Вам предстоит пройти, можно обозначить следующим образом:

1. Формирование требований к системе

2. Выбор вендора

3. Выбор интегратора

4. Внедрение (обследование, техническое задание, доработка, внедрение, обучение)

5. Подстройка бизнес-процессов под ограничения системы (если система не все может, что Вы задумали)

6. Тестовый период

7. Этап, на котором Вы можете вернуться к любому из шагов выше, если чем-то остались не удовлетворены. Некоторые доработки могут потребовать дополнительных инвестиций, поэтому грамотно продумывайте все в шаге 1.

8. Этап эксплуатации

9. Этап, на котором Вы можете вернуться к любому из шагов выше, если чем-то остались не удовлетворены. Но за отдельные деньги.

В проекте я выступал в роли главного бизнес-заказчика. Менеджером проекта меня не назовешь, потому что часть бумажной работы я делегировал на блок  IT;-). Только потому, что у меня помимо этого проекта, был большой объем работ, связанный с подготовкой периодической управленческой отчетности, планированием/бюджетированием, разработкой и оценкой эффективности маркетинговых кампаний, со стороны маркетинга я был главным экспертом по внедрению CRM и много еще чего интересного. Но это совсем другие истории.

Надеюсь, кому-то мой опыт может быть полезен. Если у Вас возникли вопросы, пишите мне и я с удовольствием помогу избежать типовых ошибок.

Желаю удачи!